Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии и в частности прогнозирование карьеры является важным звеном в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно это даёт возможность работнику удовлетворить свои основные потребности, реализовать себя как личность (Киселева Е.В., 2010).
Карьеру, т.е. путь своего профессионального продвижения, человек строит сам, опираясь на собственную карьерную компетентность с собственными целями, мотивами, желаниями и установками (В.В. Наумов, М.А. Гридасов, 2009).
Психологической основой, профессионального совершенствования и карьерного роста является проблема оценки и развития способностей человека и других личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности.
Для прогнозирования карьеры необходимо замерить исходные психологические характеристики личности, это значит составить психограмму личности. Одной из таких методик является тестирование.
Тест – краткое испытание, результат которого выражен в количественной форме и показывает уровень выраженности каких-то измеряемых психических свойств (В. А. Ядов, 2007). Это могут быть и черты, и способности, и состояния, широко объединяемые термином «психические свойства». Оценкой качества тестов занимается прикладная наука, называемая тестологией.
По мнению Т.М. Балыхиной, тестология – наука, которая изучает возможности оценить различные свойства личности с помощью специально разработанных тестов и методов их интерпретации (Т.М. Балыхина, 2000).
Таким образом, тема данной работы «Возможности тестологии для прогнозирования карьеры» является актуальной.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение возможностей тестологии для прогнозирования карьеры.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме.
2. Рассмотреть теоретические основы понятия тестология.
3. Рассмотреть теоретические основы понятия прогнозирование карьеры.
4. Изучить тестология как метод прогнозирования карьеры.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТЕСТОЛОГИЯ
1.1. Зарождение и развитие тестологии
Прежде чем говорить о понятии тестология следует обратиться к истории зарождения и развития как науки.
Тестология – наука о тестах. В переводе с английского тест (англ. Test) означает проба, испытание, проверка (С. А. Семеновская, 2015).
Тестология как наука прошла в своём развитии определённый путь.
Теория и методика современного тестирования имеет более столетнюю историю. Психологическое направление в развитии тестологии определилось с начала ХХ века.
Анализ научной психолого-педагогической литературы по истории развития метода теста (В. С. Аванесов, А. А. Бодалев, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, А.И. Цатуров, М.Г. Ярошевский и др.) показал, что быстрому развитию тестологии способствовали труды американского психолога, первого в мире профессора по психологии Дж. Кеттелла (1860-1944).
Важный вклад в развитие теории тестов принадлежит английскому психологу Ф. Гальтону (1822-1911), который считается основателем тестологии.
Существенным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов являются следующие основные принципы:
1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;
2) статистическая обработка результатов;
3) выделение эталонов оценки.
Эти принципы используются и сегодня. Теоретические воззрения Ф. Гальтона в значительной степени определили последующее развитие тестов.
Значительный вклад в дальнейшее развитие тестологии внесли известные психологи конца XIX в. и начала ХХ в. из разных стран: А. Бине, (Франция), Гилберт, Йеркс (США), В.А. Макколл, Минстенберг (Германия), И.Т. Симон (Франция), Э. Торнадайк, Л. Термен, А. Отис, Уиппл, Хаггерти.
В работах этих ученых тест рассматривается как вспомогательный инструмент изучения интеллекта и определения коэффициента интеллектуального развития.
Исследования на рубеже XIX - XX веков К. Пирсона, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Г. Томсона приводят к созданию метода корреляции и факторного анализа, которые находят применение и в современных исследованиях по проблемам совершенствования качества теста, программной обработки результатов тестирования.
Таким образом, на рубеже ХХ века американскими тестологами были заложены научно-теоретические основы тестирования.
В России тесты начали применяться в начале ХХ века. Одна из первых методик была предложена Г.И. Россолимо (1860-1928) в 1910 году.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т. М. Балыхина. – М.: РУДН, 2000. – 164 с.
2. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. Вологда: Легия, 2010. – 332 с.
3. Носкова О.Г. Психология труда [Текст] – М.: Академия. – 2004.
4. Наумов В.В., Гридасов М.А. Психология карьерного роста [Текст] учебник / Наумов В.В., Гридасов М.А. – Изд.: Современная школа. – 2009.
5. Петрушин В.И. Психология карьеры [Текст] – Изд.: Академический Проект. – 2008.
6. Психология карьеры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер, З. С. Акбиева, О. П. Цариценцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 187 с.
7. Семеновская С.А. Основы тестологии: учебное пособие для студентов по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Саратов, 2015. – 57 с.
8. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 637 с.
9. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.